Невнимательный ребенок раздражает родителей. Трудно не сорваться на крик, когда школьник не один раз за неделю приносит низкие оценки, забывает дома сменную обувь, во время разговора «витает в облаках». И все же не стоит выходить из себя. Куда важнее разобраться в причинах такого поведения.
«Он такой невнимательный!» — неприятно услышать подобный отзыв о своем ребенке. Однако, не торопитесь ругать школьника за то, что он считает ворон на уроке. У этого поведения есть психологические причины, с которыми нужно работать.
Невнимательность не означает, что ребенок не обучаем или крайне ленив. Согласно исследованиям, дети с высоким интеллектом отличаются рассеянностью. А все потому, что мозг не справляется с обработкой информации, поступающей от разных органов чувств.
Тревожные симптомы
Стоит насторожиться, если вы не замечаете положительной динамики, и поведение сына или дочери остается неизменным в течение долгого времени. Причем невнимательность – это вершина айсберга. Как правило, выявляется целый комплекс особенностей нервной системы.
- Плохо воспринимает информацию на слух. Иногда вам кажется, что ребенок издевается над вами и специально все переспрашивает по 10 раз. Он не сразу отзывается, на ваши вопросы часто отвечает: «Что?» и не может запомнить просьбу, которая состоит из нескольких действий.
- Не умеет долго сидеть на одном месте. Сын (дочь) с трудом выдерживает 45- минутный урок. Он все время ерзает, качается на стуле, теребит волосы или грызет ручку. Все это признаки нарушений вестибулярной системы, которые сопровождаются снижением мышечного тонуса. Именно поэтому к концу урока школьник словно «стекает» со стула, наваливается всем телом на стол.
- Теряет строчку при чтении, с трудом списывает с доски. Когда у ребенка проблемы с вестибулярной системой, то его глаза с трудом адаптируются к движениям головы. Возникает ощущение, будто слова и строчки «пляшут». Школьник теряет строчку при чтении, пропускает слова и буквы.
Почему невнимательный ребенок так себя ведет
Невнимательный ребенок раздражает родителей. Трудно не сорваться на крик, когда школьник в четвертый раз за неделю забывает дома сменную обувь. И все же не стоит выходить из себя. Куда важнее разобраться в причинах такого поведения.
В первую очередь следует проверить, есть ли у ребенка СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивность. Это физиологическая особенность мозга, которую можно корректировать вместе со специалистом.
Частая причина невнимательности – высокие нагрузки. Предположим, кроме основных занятий, ребенок занимается плаванием, в музыкальной школе, дополнительно иностранным языком. Весь день школьника расписан, времени на отдых у него нет. Организм не справляется с нагрузкой и сигнализирует об этом рассеянностью, повышенной утомляемостью и проблемами со сном.
Не стоит забывать о мотивации учиться – если ее нет, то дети пытаются развлечь себя на уроке, глядя в окно или витая в собственных мыслях.
Как помочь школьнику
Перед вами рекомендации психологов, которые помогут развивать и поддерживать внимательность школьника. Невнимательный ребенок нуждается в помощи со стороны родителей, а иногда и специалиста.
- Выделите минимум два часа в день для физической активности. Доказано: чтобы мозг ребенка нормально функционировал, чаду нужно много двигаться. Подойдут бег, активные игры, танцы. Благодаря стимуляции работы вестибулярной системы мозг настраивается на эффективную обработку данных.
- Сократите время пользования смартфоном или планшетом. Если ребенок часами сидит со смартфоном, время его физической активности сокращается. Развивается зависимость от экранов, пропадает желание заниматься чем-либо еще. Договоритесь о том, что гаджеты можно брать в руки только после выполнения домашнего задания (не больше 2 часов в день).
- Не подгоняйте ребенка. Если бы он мог работать в другом темпе, то так бы и делал. Не стоит подгонять медлительного ребенка или замедлять гиперактивного – это ведет к повышению уровня тревожности.
- Дайте ему инструменты для контроля своих действий. На видном месте повесьте список задач – их нужно выполнить перед выходом в школу. Например, зарядить телефон, проверить содержимое рюкзака, взять с собой обед.
Существует непроизвольное и произвольное внимание. Первое не предполагает каких-либо усилий со стороны ребенка, а второе он «включает» сам. Школьник должен слышать определенный сигнал (скажем, голос родителя или учителя) и концентрироваться на нем, не оглядываясь на посторонние факторы – шум в классе и т.п. произвольное внимание следует развивать вместе с психологом.
Важно держать в тонусе вестибулярную систему: низкий тонус часто становится причиной невнимательности. Введите практику вечерней рефлексии. Обсуждайте с ребенком события прошедшего дня, восстанавливая их последовательность.
© Женский сайт — Modern Woman
Я тоже телефон ограничила, но все равно сын очень невнимательный был. Это началось в 5 классе, видио нагрузка возросла, новые учителя, эмоции… Причем и на футбол ходит дополнительно. К неврологу ходили, потом принимали месяц сироп Кидз с холином, он повышает работоспособность, ребенок меньше устает. При этом внимание и память становятся гораздо лучше, проверено на себе, точнее на сыне. Сироп очень помог, рекомендую.